Хакасская традиционная вышивка

Фрагмент вышивки женского кисета
Фрагмент вышивки женского кисета (вышивка швами сӧзiрткен, толдырып – гладь «вприкреп»).

Хакасская традиционная вышивка (ХТВ) относится к технологиям художественного текстиля и прежде всего связана с технологией изготовления национального костюма. Однако данный термин имеет и более широкое употребление, что объясняется использованием разных элементов традиционной вышивки и при оформлении интерьера юрты, и для праздничного снаряжения конской упряжи, и для украшения некоторых других предметов быта хакасского народа.

В хакасской народной традиции вышивка используется в поликах (наплечниках) и манжетах (ээн, моркам) при шитье национального платья, при изготовлении рукавиц и сумочек, для украшения верхней одежды, головных уборов и обуви. Вышивкой украшались и отдельные элементы конской упряжи, в частности, декоративные женские чепраки, в которых применялась вышивка чеек. Декоративная вышивка находила применение и в интерьере юрты, например, для украшения подушек частых, отделки элементами декора занавесей для кроватей. Помимо вышивки нитками, в хакасской народной культуре бытовала вышивка бисером, главным образцом которой является хакасское поғо. Бисером отделывались декоративные набедренные сумочки нанҷых, им декорировалась женская обувь. Для вышивки женских браслетов и девичьих накосников использовались не только бисер, но и пуговицы.

Фрагмент вышивки манжета женского платья
Фрагмент вышивки манжета женского платья моркам, шерстяная ткань, мулине (швы сӧзiрткен, толдырып). Автор К.Д. Инкижекова 1982 г.

В наше время хакасская традиционная вышивка является самым развитым и распространённым видом декоративного творчества хакасов, в котором сохраняются приёмы и орнаментальные мотивы, имеющие древние источники. Самобытность и уникальность вышивки заключается также и в том, что она технически сложная в применении, многоцветная, богатая разнообразными элементами орнамента.

Сведения о технологии изготовления вышивки.

Хакасская вышивка характеризуется следующими видами швов:

Сӧзiрткен. Технология шва заключается в следующем: нужно закрепить нить на ткани, вывести её на лицевую сторону ткани, придерживая большим пальцем левой руки нитку и сформировать небольшую петельку. Иголку нужно вколоть в исходную точку, вывести её на изнаночную сторону работы, не натягивая сильно, придерживая петельку на лицевой стороне ткани, вывести иголку у вершины петли, выполнить небольшой стежок, закрепляя петельку. Данным видом шва вышивают по предварительно намеченному рисунку. Шов сӧзiрткен хакасские мастерицы всегда выполняют иглой, но не крючком. При вышивании иглой они перебрасывают нить петлей налево, прокалывают в середине предыдущей петли иглу и направляют её на себя. На изнанке образуется линия последовательных стежков, а на лицевой стороне – петельная цепочка.

Швом сӧзiрткен можно передать любые линии, заполняя или оконтуривая узор. Цепочка сӧзiрткен свободно и непрерывно вьётся по его контуру, повторяясь дважды и трижды, иногда загибаясь внутрь, плотно примыкая друг к другу. В зависимости от вышиваемой поверхности может делаться крупными петельными стежками или мелкими. Чаще всего на лучших хакасских изделиях шов сӧзiрткен встречается в парном сочетании из разноцветных нитей.

Ӧрбе. При вышивании этим швом нить идёт зигзагообразно или ложится параллельными стежками. Различают простое ӧрбе и туюх ӧрбе. Швом ӧрбе выполняется линия соединения проймы и рукавов на нагольных шубах, легких пальто сикпен, линия кроя обуви. Во всех указанных случаях этот шов выступает как декоративный, с помощью которого украшаются линии соединения швов.

Фрагмент вышивки женского кисета хапчых (шов сӧзiрткен, туюх ӧрбе)
Фрагмент вышивки женского кисета хапчых (шов сӧзiрткен, туюх ӧрбе)

Туюх ӧрбе – разновидность косой сетки, с помощью которой ткань схватывается иглой у края контура узора, где также затягивается петля. Края шва имеют петельный рельеф. На обратной стороне стежки вьются по контуру узора, а на лицевой стороне выходит поперечный настил зигзагообразно расположенных нитей.

Чӧрбеен шьётся слева направо. Сначала иголку с ниткой извлекают на лицевую сторону ткани, а затем её вкалывают в ткань вертикально сверху вниз, придерживая нитку большим пальцем левой руки. В момент вытаскивания иголки нитку отпускают, при этом нитка должна обязательно остаться под иглой – тогда получается петелька. Швом чӧрбеен часто заполняют круговые ряды или середину крупных орнаментальных форм. Эти разделки вносят большое разнообразие в фактуру вышивки. Чӧрбеен встречается в растительных композициях, им заполняются цветочные розетты.

Толдырып – это либо простая гладь с вертикальными стежками, либо «косичка». Шов толдырып может быть двусторонним и односторонним; он может быть частым (без просвета между швами) либо редким (с просветами между швами); этот вид шва располагается либо под косым, либо под прямым углом относительно центральной линии узора. Преимущественно этим швом заполняют внутреннее поле узора в виде небольших лепестковидных звеньев. Толдырып чаще всего встречается на изделиях из ткани, на поликах платьев, спинках сикпенов и крытых шуб. Им пользуются в сочетании со швом сӧзiрткен, который служит окантовкой всего рисунка. Такие швы часто используются в современных хакасских вышивках.

Орап. Шов орап рельефен. На ткань, кожу или ровдугу накладывается берестяной узор и зашивается гладью вертикальными прямыми стежками. Швом орап выполнены узоры на старинных женских сумочках нанчых и кисетах. Иногда обмотанную цветными нитками берестяную выкройку узора прикрепляли к ткани. В случае, если нити были золотыми, то вышивку назвали алтын орап.

Туюхти сасхан – разновидность глади с двусторонним швом, создающая сплошной плотный настил нитей на весь узор. Иголка направляется по ширине узора в одну сторону, затем в обратную, создавая впечатление плотной ёлочки, образуя шов перекрещивающимися стежками. Этим швом обычно маскируют линии соединения деталей спинки шуб, пальто сикпен, обуви.

Точып тiккен чiк – декоративный стежок, стягивающий ткань. Этот шов образует на левой и правой стороне ткани  горизонтально расположенные стежки различного размера из разноцветных нитей, образуя сборки у линии соединения рукавов с поликами и линии талии на спинках шуб и сикпенов. Точып тiккен чiк встречается на всех типах мужской и женской одежды.

Фрагмент вышивки манжета женского сикпен (швы сӧзiрткен, толдырып, номаан чiк)
Фрагмент вышивки манжета женского сикпен (швы сӧзiрткен, толдырып, номаан чiк)

Номаан чiк – стебельчатый шов, выполняющийся слева направо или снизу вверх. Стебельчатый шов выполняется из параллельных стежков одинаковой величины, поставленных наклонно, он встречается в вышивке поликов и манжетов, рукавиц и других изделий.

Чеек – декоративный приём хакасской вышивки, представляющий собой окантовку в несколько рядов (обычно 5–7), нашитых потайным швом шнурков, которые плели вручную. Ширина чеек обычно составляет около 10 мм. Цветовая гамма чеек содержит основные цвета спектра, встречаются сочетания: а) голубой, зелёный, белый, лимонный, жёлтый, лиловый, оранжевый; б) зелёный, синий, голубой, белый, жёлтый оранжевый, красный и др. Чеек окантовывался металлизированной золотой нитью, что придавало изделию особую нарядность. В таких изделиях, как сигедек, сумочки нанҷых, декоративные подушки и чепраки, ряд чеек повторяется трижды, чередуясь с полосой декоративной ткани (шёлком или бархатом), на которую он был нашит.

Техника вышивки бисером. При вышивании бисером могут использоваться как две иглы с нитями, так и одна. В первом случае на нить основной иглы нанизывают бисер, а с помощью рабочей иглы пришивают бисерную «снизку» швом «вприкреп». Во втором случае нанизанный на нить бисер прикрепляют на основу и затем последовательно, по линии узора, пришивают к ткани по две-три бисеринки.

Основным предметом, на котором выполняется вышивка бисером, является женское нагрудное свадебное украшение поғо. Кроме того, встречаются также вышитые бисером сумочки, девичьи накосные украшения.

Сведения об объекте подготовил научный сотрудник сектора языка ХакНИИЯЛИ, кандидат филологических наук, специалист по нематериальному культурному наследию Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева Раиса Абдина.