Тахпах (хак. тахпах, мн. ч. — тахпахтар) — наиболее распространенный вид стихотворного творчества и песенной культуры хакасов. По форме эти песни представляют четверостишие и восьмистишие. Характерна для них начальная аллитерация. В старину тахпахи сопровождались аккомпанементом струнного музыкального инструмента — хомыса и чатхана.
Хакасский тахпах является чрезвычайно популярной в народе лирической песней, древний по происхождению, имеющей определенное построение, т.е. строгую традиционную поэтическую форму, известны традиционные и современные тахпахи.
Содержание тахпахов разнообразно. В этих песнях нашла свое выражение художественная одаренность народов Саяно-Алтая., где творчество песен носило массовый характер. Все или почти все знают и могли передать их содержание. Спетый тахпах предполагал ответ как вызов другому певцу. Состязание подразумевает мгновенно найденный ответ на тему заданную первым исполнителем состязания. Состязающийся в пении тахпаха глубоко переживал свое поражение, ибо, по представлению хакасов, дух-хранитель «тахпах ээзi» за каждый проигрыш укорачивал жизнь» [Бутанаев, 2008, с. 193]. В тахпахе люди передают все свои эмоциональные переживания, горе и радость, потери, благодарности и т.д. Соревнующиеся импровизируют и видоизменяют текст. Оставляя старую форму, они иногда совершенно меняют содержание. Как правило, тахпахи имеют варианты. Свадебные обрядовые тахпахи несут в себе еще сакральную сущность. Основой энергетизации сакрального действа тахпаха является искренняя почтительность к целостности происходящего процесса, когда ты не допускаешь ни малейшей небрежности, ни к одному ощутимому явлению внутренней и внешней реальности. Именно таковым является правильный ритуал, он направлен на то, чтобы создать, поддержать и сохранить контакт с окружающим миром.
Тахпах -это яркий образный музыкальный пример традиционного мировосприятия, музыкальная структура, включающая в себя большей частью диапазон не больше кварты, но внутренне наполнения интонационно-мыслительнной формой. Характерна для них начальная аллитерация. В старину сопровождались аккомпанементом струнного музыкального инструмента — хомыса и чатхана. Спетый тахпах предполагал ответ как вызов другому певцу. Соревнующиеся импровизируют и видоизменяют текст. Оставляя старую форму, они иногда совершенно меняют содержание. Как правило, тахпахи имеют ряд вариантов.
Собирание хакасских тахпахов производилось в дореволюционный период учеными В.В. Радловым, Н.Ф. Катановым, позже доктором филологических наук Л.С. Шептаевым (совместно с хакасскими филологами Д.Ф. Патачаковой, А.П. Бытотовым, Е.А. Абдиной), М.А. Унгвицкой, В.Е. Майногашевой, В.Я. и И.И. Бутанаевыми и др.
Тахпах отражает все стороны бытовой жизни хакасов в прошлом, настоящем и в будущем. Прежде всего нужно отметить большое тематическое богатство традиционного тахпаха, который охватывает все стороны социальной и личной жизни простого труженика-хакаса. В тахпахе воспевается главное в жизни хакаса — его труд, конкретно обрисованный сочными яркими красками передающими национальный колорит. Так же тахпахи тесно связаны с повседневным бытом. Им совершенно чуждо все фантастическое, сверхъестественное, что остается в сказках всех видов. Тахпах реалистичен, направлен на открытие поэзии в самой трудовой жизни. Лирический герой тахпаха — труженик, плоть от плоти и кость от кости своего народа. Реальность жизни находит отражение в тахпахе патриотическом, историческом, философское-нравственном, трудовом, в отображении быта скотовода, любовных отношений. Особую группу составляют тахпахи–размышления. Существенна тема творчества, культуры. Тахпахи широко отражают жизнь хакасского народа, например, свадебную обрядность: сватовство, сговор, свадебный пир, благопожелание молодым, угощение гостей, чувства жениха и невесты.
Ежегодно в Хакасии проводится республиканский конкурс носителей и исполнителей традиционного музыкального творчества «Айтыс» с целью сохранения и пропаганды традиционных видов этнического и музыкального творчества в жизни хакасского народа. Конкурс проходит по следующим номинациям: «Детский тахпах», «Фольклорные ансамбли», «Инструментальные ансамбли», «Хайджи нымахчи». Учредителем конкурса выступает Министерство культуры Республики Хакасия, организатором — ГАУ РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева».
Айтыс — состязание народных певцов (тахпахчи), своеобразный певческий диалог участников, которые стараются превзойти друг друга в исполнении песен. Основное состязание проходит в номинации (тахпахчи) и интересно своим неповторимым колоритом и искусством импровизации. Ранее конкурс проводился раз в два года, но с 2011 года, в связи с востребованностью данного мероприятия, проводится ежегодно. В 2012 году впервые победителю конкурса была утверждена денежная премия в размере 100 000 рублей. Такой стимул повлиял на качественный уровень проводимого мероприятия, увеличилось количество участников и вырос уровень состязательности исполнителей. Каждый год конкурс «Айтыс» проводится в разных районах Хакасии — Аскизском, Боградском, Бейском, Таштыпском, Ширинском, Усть -Абаканском, Орджоникидзевском, Алтайском.
На сегодняшний день тахпаху обучают в основном учителя хакасского языка и литературы в общеобразовательных школах. Они не только разучивают тахпахи, но и учат детей правильно слагать их.
ПРЕДМЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОБЪЕКТОМ НКН:
I. ХОМЫС
Хомыс — хакасский двух-, реже трехструнный щипковый инструмент, тип лютни. Его резонаторный корпус, шейка, головка — цельные, выдалбливаются из куска древесины. Существуют 2 основные разновидности инструмента: с круглым и овальным корпусом — резонатором. У традиционного хомыса струны из конского волоса или кишечные, шейка без ладов, головка с деревянными колками. Дека кожаная с 2—5 резонансными отверстиями.
У модернизированного хомыса струны нейлоновые или из лески, реже металлические. Шейка с навязными (из лески) или врезными металлическими ладами, дека чаще деревянная. Общая длина инструмента 700—800 мм. В двухструнном хомысе 1-я (нижняя) струна — мелодическая, 2-я (верхняя) — бурдонная, настроены в кварту. В трехструнном хомысе 3-я (верхняя) струна, как и 2-я, также бурдонная, по настроена в октаву ниже по отношению к 1-й.
Традиционно играют на хомысе, сидя на земле, на полу (на кошме, шкуре), скрестив и поджав ноги под себя «калачом», реже играют сидя на стуле. При этом инструмент опирается нижней боковой частью корпуса о колени. Звук извлекается щипковыми и скользящими ударами по струнам указательным пальцем правой руки. Пальцами левой руки прижимают к шейке мелодическую струну, тем самым укорачивая ее или удлиняя и, таким образом, регулируя высоту звука.
Еще в самом конце XIX века хомыс, по свидетельству очевидцев, был «в каждой качинской юрте» (П. Е. Островских). Однако с 30-х годов XX века интерес к нему угасает, а к середине века он вышел из употребления. В начале 70-х годов XX века этот инструмент встречался лишь в единичных экземплярах. Начатое с конца 70-х годов XX века возрождение хакасских народных музыкальных инструментов, в том числе и хомыса, активно продолжается и в наши дни. Обучение игре на нем осуществляется в музыкальных учебных заведениях. Хомыс у хакасов является вторым по популярности инструментом после чатхана и используется как сольный, аккомпанирующий, ансамблевый и оркестровый инструмент.
II. ЧАТХАН
Чатхан — самый распространенный музыкальный инструмент хакасов. Это длинный полый ящик с концами, загнутыми в виде бараньих рогов. На верхней стороне натянуты 7 или 9 струн из проволоки или бараньих кишок. По легендам, в древние времена волшебным чатханом владели семь безглазых великанов (сыгыр), его выкрал у них смышленый мальчуган — так чатхан попал к хакасскому народу.
Чатхан наиболее любимый музыкальный инструмент в народе. Он играет важную роль в духовной жизни хакасов. Не случайно он наделен чудодейственными свойствами в произведениях фольклора. Главная причина живучести чатхана у хакасов заключается в его неразрывной связи с хаем — феноменом хакасского традиционного вокального искусства. Под сопровождение игры на чатхане исполняются так же тахпахи – это любимый песенный жанр хакасского фольклора.
Сведения об объекте подготовили — отдел традиционной хакасской культуры ГАУ РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева» и Мария Арчимаева, заслуженный деятель науки Республики Хакасия, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры поликультурного образования ХакИРОиПК.