Поғо́ [poghó] – хакасское женское свадебное нагрудное украшение в форме плоского полусферического изделия, вышитого бисером, пуговицами, перламутром, раковинами каури.
Хакасское традиционное украшение поғо имеет глубокие исторические корни. На территории Хакасии нагрудник как элемент костюма бытовал в эпоху бронзы, что подтверждается археологическими находками. Бытование поғо связано с очень древним культом почитания богини плодородия, дарующей детские души, охраняющей материнство и детство. В период раннего средневековья во времена существования Кыргызского (Древнехакасского) государства (VI–XII вв.) богиня плодородия была известна как богиня Ымай. Культ богини Ымай был широко распространён среди многих тюркских племенных групп, что находит отражение в древнетюркских рунических письменах.
Поғо символизирует плодородие, процветание, деторождение, его назначение связано с таким важным событием в жизни человека, как вступление в брак, создание семьи. Нагрудник является обязательным элементом ритуального одеяния свахи. Во время свадебной церемонии она, наряженная в свадебное одеяние, выводит молодых из летней юрты, специально построенной для них, обходит её, кланяясь восходящему солнцу. Держась за подол одежды свахи, по кругу ходит и невеста, повторяя поклоны свахи. В свадебном обряде сваха выполняет роль матери невесты, поскольку родители невесты в этом обряде не участвуют. Затем молодожёны входят в юрту и кланяются огню, давая друг другу обет верности. Богиня плодородия, изображённая на поғо, благословляет ещё один брачный союз и становится добрым спутником и хранителем новой хакасской семьи.
Кроме древнего сакрального смысла, заключённого в поғо, орнаментация перламутром, бисером и кораллом являет собой высочайший образец народного декоративно-прикладного творчества хакасов.
Женское нагрудное украшение поғо как объект нематериального культурного наследия представляет собой уникальную систему, в которой тесно переплетаются традиционное мировоззрение хакасов, сформировавшее сакральную семантику поғо, художественно-стилевые особенности и технологические достижения народа.
Сведения об объекте подготовил научный сотрудник сектора языка ХакНИИЯЛИ, кандидат филологических наук, специалист по нематериальному культурному наследию Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева Раиса Абдина.