Нагрудное украшение поғо — уникальный элемент одежды женщин Хакасии

Одним из уникальных элементов женского хакасского национального свадебного костюма является нагрудное украшение поғо. Хакасское традиционное украшение поғо имеет глубокие исторические корни. На территории Хакасии нагрудник как элемент костюма бытовал в эпоху бронзы, что подтверждается археологическими находками. Бытование поғо связано с очень древним культом почитания богини плодородия, дарующей детские души, охраняющей материнство и детство. В период раннего средневековья во времена существования Кыргызского (Древнехакасского) государства (VI-XII вв.) богиня плодородия известна как богиня Ымай. Культ богини Ымай был широко распространен среди всех хакасских племенных групп, что находит отражение в древнетюркских рунических письменах. Поғо символизирует плодородие, процветание, деторождение, и его назначение связано с важным событием в жизни человека – вступлением в брак, созданием семьи.

Особым значением наделялись материалы, из которых изготавливались украшения. Например, кораллу все народы Азии приписывали богатство и плодовитость; перламутровые бляхи «тана» у хакасов олицетворяли понятие жизни, жизненных сил. В поғо также использовали раковины каури, название которых на хакасском языке звучит как «чылан пазы», что при буквальном переводе значит «змеиная голова». Согласно верованиям хакасов, эта маленькая ракушка имеет свойство притягивать душу ребенка для будущей мамы. В качестве оберега маленьких детей каури подвешивали к люльке, пришивали к одежде. А шаман размещал на своем ритуальном костюме множество раковин, чтобы защитить себя от воздействия враждебных сил и в такой одежде он проводил обряд «ымай тартары» − «притягивание ымай» (душу ребенка) для женщины, страдающей бесплодием. Богиня Ымай являлась и жизненной силой, душой грудного ребенка, также она покровительствовала беременным женщинам и роженицам. Отсюда следует, что надевание нагрудника поғо на свадьбу было связано с культом богини Ымай, которая дарует души детей. Поэтому поғо носили  только замужние и  имеющие детей женщины. Вдова, незамужняя, или бездетная женщина не имела права надевать поғо.

При изготовлении поғо использовались элементы-символы, орнаментальные «карты», которые композиционно связаны с жизнью, бытом, культами предков. Некоторые исследователи отмечают близость орнаментов на поғо со стилизованным изображением окуневской личины, которая также отождествляется с ликом богини Ымай. Это проявляется в расположении основных деталей: перламутровых пластин, пуговиц.  Основной узор находится в центре поғо. Образующие его три крупные перламутровые пуговицы как бы вписаны в равносторонний треугольник, расположенный основанием вверх. В целом поғо напоминает лик или маску. Ни одна композиционная схема узора на поғо́ не повторяется. Расположение элементов на поғо идеально симметрично. В поғо наиболее распространены геометрические и растительные орнаменты. Из символики чисел в декоре украшений, орнаменте необходимо выделить нечетные числа: три, пять, семь, девять. Изготовление поғо было дорогим удовольствием. Семья несла огромные материальные затраты на приобретение магических украшений: ракушек каури, кораллов, перламутровых пуговиц тана, бисера, так как элементы украшения имели высокую цену, а изготовление представляло собой долгую и трудоемкую работу. Поэтому женщины начинали шить поғо сразу после рождения дочери, чтобы к свадьбе оно было готово. Сначала выкраивали основу чаба из нескольких одинаковых лоскутов материи по выбранной форме будущего поғо, форма могла быть разнообразной, но женщины придерживались основных канонов. Затем материал проклеивали сваренным из муки клейстером. Когда он высыхал, получалась плотная, но гибкая основа чаба. Также такую основу делали из дубленой кожи, бересты, позже стали делать  из картона. Чаба обшивали тканью, обычно красного цвета, затем нашивали в строго симметрично сначала крупные перламутровые пластины, пуговицы и т. д., затем мелкие элементы – кораллы, ракушки, бусины. После этого поле между ними заполняли бисером. Бисерные узоры представляли собой плотные ряды, что превращало работу в единое художественное целое. Изготавливали поғо без предварительного рисунка. Мастерица придумывала узор и держала его в голове, вкладывая в него определенный смысл. В композиции узоров старинных поғо можно проследить традиционные орнаментальные схемы: круги – символ солнца, почки – символ плодородия и зарождения жизни. По краю поғо всегда пропускали ряд мелких перламутровых или жемчужных пуговиц. Оформляли изнаночную часть, пришивали тесьму, чтобы носить на шее. По нижнему краю пускали разной длины бахрому из бисерных снизок с бусинами или мелкими серебряными монетками на концах.

В настоящее время в Хакасии изготовлением поғо занимаются многие мастерицы. Придерживаясь традиционных схем композиционных решений и привнося свой орнаментальный ритм, они используют современные материалы и создают привлекающие всеобщее внимание поғо.

Материал предоставлен заведующей Сектором традиционной хакасской культуры ЦК и НТ им. С.П.Кадышева Викторией ДИМЧИКОВОЙ

Использованы фото из открытого доступа.

Предыдущая статьяВиртуальный Тун пайрам: заявки на Республиканский онлайн-конкурс «Сувениры Хакасии» принимают до 16 июня
Следующая статьяВиртуальный Тун пайрам: Правильно готовить баранину в казане научат блогер и гитарист из Хакасии

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, оставьте комментарий
Введите ваше имя


доступен плагин ATs Privacy Policy ©