Виртуальный Тун пайрам: В Хакасии начался Республиканский онлайн-конкурс национального костюма

Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева в рамках празднования виртуального Тун пайрама-2020 проводит первый в истории Хакасии Республиканский онлайн-конкурс национального костюма.

Со 2-го по 16-е июня организаторы онлайн-конкурса принимают заявки от участников. С 16-го по 26-е июня жюри оценит работы, представленные на конкурс. С 1 по 31 июля на сайте учреждения опубликуем виртуальную экспозицию лучших работ, а самое приятное – награждение победителей – намечено на сентябрь! С правилами участия можно ознакомиться в Положении онлайн-конкурса.

Одним из неповторимых и индивидуальных элементов культуры любого народа является его традиционная одежда. Именно она служит способом сохранения, воспроизводства и трансляции этнической культуры в ходе смены поколений.

Хакасский костюм – тоже особая философия, где орнаментальные знаки и символы, заключённые в одежде, формируют картину мира этноса. Утилитарные функции хакасского костюма обусловлены образом жизни народа. Так, например, мужская рубашка и женское платье кроят одинаково широкими в подоле, чтобы удобнее было скакать верхом на лошади. Объемные рукава не сковывают движений, а длинный узкий манжет не помешает занятию домашней работой. Такое платье по-хакасски называется кӧгенек. В сельской местности женщины преклонного возраста по сей день носят его в качестве повседневной одежды. Для женского платья предпочтительны оттенки теплых тонов. Особенно любим дамами красный цвет: ведь он символизирует женское здоровье, плодовитость и здоровых детей. Синий, как и другие оттенки холодных цветов сулит мужчинам удачу в охоте… а может помогает лучше маскироваться в тайге.

Верхняя одежда у хакасов шьётся прилегающей в талии и широкой в подоле, чтобы не стесняла движений при верховой езде и лучше сохраняла тепло. В комплект национального хакасского костюма непременно входит безрукавка. Женскую безрукавку хакасы называют «сигедек». Его надевают поверх праздничной шубы или платья. Сигидек выкроен с глубокими вырезами-проймами на спине, а полы и проймы украшены контрастным орнаментом.

Ещё один вид верхней одежды у хакасов называется сикпен. Шьют его из тонкого сукна. Это накидка свободного покроя с шалевым воротником. Праздничный сикпен расшивают перламутровыми пуговицами и мелкими кораллами. Обшлага и спинку вышивают растительным орнаментом.

У хакасов насчитывают более 10 видов головных уборов. Всевозможные шапки различаются видами меха, материала, покроем, сезоном, назначением, социальным положением человека и сферой его деятельности.

С середины ХIХ века повседневным женским головным убором становится платок с набивным рисунком. Хакасские модницы носили его особенным способом: платок складывали по диагонали, затем делали широкий подгиб, образующий околыш, и двумя концами завязывали на затылке.

По народному костюму в древности легко определяли социальный статус человека, и его принадлежность к определенной  национальности или диалектной группе… Но одежда в традиционном мировоззрении не только украшает и согревает человека, а ещё и оберегает его. Поэтому у хакасов существует множество предписаний, примет и запретов при ношении одежды. Так, например, порванные вещи по убеждению хакасов принадлежат… миру умерших. В том мире они непременно станут целыми и ещё послужат, а вот живым грязную, рваную одежду носить нельзя. Как и ходить с не застегнутыми пуговицами, надевать и подавать вывернутое на изнанку платье и даже перелицовывать старую одежду.

При изготовлении хакасских женских украшений традиционно используют кораллы, перламутр, бисер, серебро. Изысканные украшения не просто дополнение к костюму: они оберегают хозяйку от злых сил. Роль сильнейшего оберега принадлежит нагруднику пого, который содержит в своём орнаменте множество древних символов бесконечности, пространства и времени. Код, скрытый за сложной символикой геометрических и растительных форм сложно расшифровать современнику, но при размещении деталей на поверхности основы пого мастера придерживаются особых, только им известных стандартов и правил.

Своеобразные художественные особенности хакасского костюма складывались на протяжении веков как результат опыта талантливых народных умельцев, старавшихся как можно глубже постигнуть тайны красот природы. Отсюда в декоре хакасских одежд такое многообразие форм, богатство композиций, сочность и яркость красок.

Интерес и любовь к родной культуре у хакасов сохранилась и сегодня. Молодёжь с удовольствием надевает национальный костюм на семейные торжества и на национальные праздники – «Тун пайрам», «Чыл Пазы», «Уртун Тойы». Народные мастера и мастерицы продолжают шить национальную одежду. Уверены, благодаря нашей онлайн-инициативе многие из самодеятельных и профессиональных мастеров смогут обменяться опытом и продемонстрируют уникальные умения и навыки.

Напоминаем, учредителем Республиканского онлайн-конкурса национального костюма выступает Министерство культуры Республики Хакасия. Организатор — ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева».

Предыдущая статьяКлуб инвалидов по зрению организовал выставку детских рисунков в Хакасии
Следующая статьяНадежда Карамышева из Хакасии выступит на Межрегиональном смотре-конкурсе коренных малочисленных народов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, оставьте комментарий
Введите ваше имя


доступен плагин ATs Privacy Policy ©