На первом онлайн-уроке в рамках акции «Народная культура для школьников» рассказали о музыкальных инструментах Хакасии

В феврале каждую среду специалисты Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева будут проводить онлайн-уроки в рамках Всероссийской акции «Народная культура для школьников», посвящённые культуре коренного народа Хакасии.

Цель наших онлайн-уроков – познакомить школьников с нематериальным культурным наследием хакасов и создать им условия для изучения истории и культуры коренного народа нашего региона. Мы уверены, что приобщение детей к хакасским национальным традициям и культуре будет способствовать сохранению и возрождению народных традиций.

Тема первого урока «Хакасские народные инструменты». Урок проведут участники старейшего фольклорного ансамбля «Чон кӧглерi» («Народные мелодии»), которые знают о музыке степей Хакасии – всё!

Хакасские народные инструменты, несмотря на кажущуюся простоту, отличаются многообразием и богатым звуковым диапазоном. На протяжении длительного исторического развития коренной народ Хакасии создал ударные, шумовые, духовые, струнно-смычковые и струнно-щипковые музыкальные инструменты из дерева, железа, кости, кожи, меха и научился мастерски владеть ими. О наиболее популярных хакасских музыкальных инструментах расскажут артисты из «Чон кӧглерi».

Хакасский народный фольклорный ансамбль «Чон кӧглерi»

Пожалуй, самый известный хакасский народный музыкальный струнный инструмент – чатхан. О происхождении чатхана у хакасов есть легенда. Рассказывают, когда-то давным-давно жил в здешних местах старик-пастух. Звали его Чатхан.Вместе с другими пастухами, круглый год, в любую погоду Чатхан пас и охранял многочисленное стадо богатого хана. Однажды задумался старик Чатхан, как же облегчить судьбу пастухов. Взял он несколько тоненьких досок и сколотил из них длинный узкий ящик. Сверху натянул семь струн из волос любимого белого коня, под волосы положил бараньи косточки. Когда Чатхан начинал играть, у людей замирало сердце. Птицы останавливались в полёте. Рыбы переставали прятаться в глубине озёр и рек, подплывали к берегу послушать музыку. Стада лошадей в степи останавливали свой бег. Когда разбегалось стадо, Чатхан брал свой инструмент, и всё стадо собиралось в одно место. Часто с тех пор пастухи собирались вечерами вокруг костра, слушали песни и забывали о бедах. Чатхан до сих пор остаётся любимым музыкальным инструментом народных хакасских сказителей хайджи…

Хомыс – щипковый инструмент, родственник русской балалайки и итальянской домбры. Похожие музыкальные инструменты есть у всех тюркских и монгольских народов. Хомыс представляет из себя полый овальный деревянный корпус и гриф. У хакасского хомыса две струны и множество ладов на грифе. Инструмент можно настраивать и делать его звучание выше или ниже при помощи натяжения двух его струн. Конечно, на хомысе играть сложнее, чем на чатхане, имеющем 7 или 9 струн, но народ любит свою «балалайку».

Ещё один хакасский музыкальный инструмент называется тимiр хомыс, что в переводе означает железный хомыс. Тимiр хомыс совершенно не похож на своего «тёзку» из дерева. Похожий инструмент встречается и у других народов и больше известен под названием «варган».

Ещё один двухструнный музыкальный инструмент называется ыых. Он смычковый. О происхождении  хакасской скрипки без ладов существует красивая легенда. Один юноша слишком долго горевал о погибшей лошади, и однажды она приснилась хозяину. «Не скучай обо мне, — сказала юноше лошадь, — Лучше выкопай мой побелевший череп, похороненный под деревом, и обтяни его кожей. Из крепкой ветки дерева выстругай гриф и натяни на него струны, скрученные из моего хвоста. Получится звонкий инструмент, который тебя развеселит, если ты загрустишь». Так юноша и сделал. В память о той истории кончик грифа ыых хакасы выстругивают в виде конской головы.

Духовой хакасский инструмент хобырах – хакасскую пастушью флейту — раньше любой мальчишка мог смастерить из полого стебля высохшей травы. Сейчас его делают из пластиковой трубки, обтягивая сверху берестой.

Основной ударный инструмент у хакасов называется тӱӱр. Тӱӱр бывает не только шаманский, но и музыкальный. Чаще его делают круглым, иногда овальным. Инструмент туго обтягивают кожей, а в верхней части можно заметить небольшие рожки, повторяющие форму солнечных лучей. Ручка, за которую его держат – деревянный человечек – хозяин этого бубна. Деревянную колотушку обтягивают мехом. Инструмент хорошо держит ритм, может изобразить бег лошадей, шум ветра, шуршание камыша и плеск ручья. Много чего можно услышать, благодаря хакасскому бубну тӱӱр, если любить этот инструмент. Свой тӱӱр музыканты даже кормят, а когда он утрачивает звонкость – подсушивают над огнём.

Напомним, онлайн-уроки, посвящённые культуре коренного народа Хакасии в рамках Всероссийской акции «Народная культура для школьников» в феврале будут проходить каждую среду и публиковаться на официальном сайте Центра культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева.

Онлайн-урок-2: «Хакасский традиционный костюм» в рамках акции «Народная культура для школьников»

Онлайн-урок-3: «Таинство плетения хакасских кос» в рамках акции «Народная культура для школьников»

Онлайн-урок-4: «Хакасское нагрудное украшение «Поғо» в рамках акции «Народная культура для школьников»

В публикации использованы фото из открытого доступа.

#фолкурок #традициившколу #этноперемена

Предыдущая статьяКак юные мастера из Сорска создали керамическую сказку для жителей Хакасии
Следующая статьяВ Хакасии завершился первый этап конкурса детских и юношеских фольклорных коллективов «Заплетися, мой плетень»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, оставьте комментарий
Введите ваше имя


доступен плагин ATs Privacy Policy ©