Онлайн-урок-2: «Хакасский традиционный костюм» в рамках акции «Народная культура для школьников»

В феврале каждую среду в рамках Всероссийской акции «Народная культура для школьников» специалисты Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева проводят онлайн-уроки, посвящённые культуре коренного народа Хакасии.

Их цель – познакомить школьников с нематериальным культурным наследием хакасов и  создать условия для изучения истории и культуры коренного народа нашего региона. Мы уверены, что приобщение детей к хакасским национальным ценностям будет способствовать сохранению и возрождению богатейших народных традиций.

Тема сегодняшнего урока «Хакасский традиционный костюм». Национальная одежда – самое яркое проявление этнической культуры всех народов. Хакасским нарядам уникальность придаёт гармоничное сочетание орнаментов, покроя и декора. Приглашаем полюбоваться этническими нарядами и изучить некоторые особенности мужского и женского хакасского костюма разных сезонов.

Урок ведут участники старейшего фольклорного ансамбля «Чон кӧглерi» («Народные мелодии»).

Летом хакасы — и мужчины, и женщины — носят лёгкую рубашку кöгенек. Мужской вариант называется ир-кöгенегi, а женский – ипчi-кöгенегi. Различия в покрое мужской и женской рубашек незначительны.

Широкий отложной воротник хакасской рубахи имеет особую форму, какой не встретишь у других народов. Рукава женского платья украшены широкими обшлагами и своеобразными наплечниками, выполненными из контрастной, черной ткани, парчи или бархата и богато вышиты разноцветным растительным орнаментом. Длинное женское платье хакасок очень широкое в подоле и не стесняет движений. Покрой мужской рубашки повторяет женское платье, но обшлага и наплечники, как правило, выполнены из той же ткани, что и рубашка, но скромнее вышиты. Мужской кöгенек короче женского и подпоясан широким поясом хур. Хакасы верят, этот аксессуар ещё и надёжный оберег от злых духов. Хур даже излечивает у домашних болезни!. Мужской костюм дополняют вполне себе привычные для современного человека штаны. Мало кто вспомнит, что слово это тюркского происхождения и переводится как «то, что находится под шубой».

Многие хакасские дамы поверх кöгенек  надевают длинную вышитую безрукавку сигедек, которая за время своего существования претерпела множество изменений. Изначально нарядную безрукавку девушки надевали поверх шубы, выходя замуж. Сигедек, как свадебную одежду либо одежду замужней женщины носят монгольские и тюркские женщины. Хакасские девушки начали надевать такую безрукавку поверх платья в 1950-х годах. Автором новой моды считают Елизавету Григорьевну Чаптыкову – известную в Хакасии мастерицу, самодеятельного художника декоративно-прикладного творчества. Мужская безрукавка, хоть и в чём-то похожа на сигедек – совсем другой элемент одежды. Называется она холтырбас, вышивается совсем иначе, а известна с незапамятных времён.

Осенью, когда начинает холодать, хакаски одеваются в сикпен.

Суконное пальто с шалевым воротником и асимметричным запахом застёгивается на пуговицы, которые замечательно охраняют хозяйку от злых духов и недобрых взглядов. Спинка украшена вышивкой, по которой судят о мастерстве хозяйки. Широкий рукав спускается чуть ниже запястья. Он также украшен вышивкой или контрастной тканью, а по краю – нашитой в несколько рядов яркой каймой. Таким рукавом девушки прикрывают лицо, демонстрируя скромность.

На зиму хакасы шьют тон – шубу. В гардеробе степного народа насчитывается более двадцати разновидностей шуб. Например, крытый сукном умалығ-тон спереди и по подолу оторочен лапками белки, соболя или норки. На одно изделие уходит более трёхсот лапок животных.

Спинка вышита, а подол дополнительно украшен парчой. Широкий рукав опускается ниже запястья и оторочен другим видом меха. Меховые головные уборы хакасов разнообразны. Например, женская шапка тӱлгӱ пöрiк сшита из черно-бурой лисы. Высокий околыш может достигать в ширину до полуметра. Такие высокие шапки в старину обычно надевали свахи – наиболее уважаемые у хакасов дамы.

Мужская шуба также называлась тон. Покрой мужской и женской шуб практически одинаков. Даже запахиваются они одинаково — слева направо. Так движения правой руки ничем не стеснены, что сподручнее при любой работе по хозяйству или на охоте.

Широкие в подоле шубы хакасы шили, чтобы было удобнее сидеть на коне. Мужскую шубу поверх также опоясывают поясом-оберегом.

Ещё один вид демисезонной одежды у хакасов называется таар.

Он похож на сикпен, но шьётся из более дорогой ткани – плиса или парчи. Характерный крой проймы на спинке завершается украшением тартхан с кисточками, которые затягиваются на талии.

Это далеко не вся одежда, которую создал хакасский народ за время своего развития. Современная мода, новые материалы и темп жизни не всегда позволяют коренному народу Хакасии придерживаться национальных традиций в одежде. Однако эти традиции находят продолжение в творчестве хакасских модельеров, а порой и обретают новую жизнь на сцене.

Коллекция «Свадебный той»

Онлайн-уроки, посвящённые культуре коренного народа Хакасии в рамках Всероссийской акции «Народная культура для школьников» в феврале будут проходить каждую среду и публиковаться на официальном сайте Центра культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева.

Напомним, На первом онлайн-уроке в рамках акции «Народная культура для школьников» рассказали о музыкальных инструментах Хакасии.

Онлайн-урок-3: «Таинство плетения хакасских кос» в рамках акции «Народная культура для школьников»

Онлайн-урок-4: «Хакасское нагрудное украшение «Поғо» в рамках акции «Народная культура для школьников»

#фолкурок #традициившколу #этноперемена

Предыдущая статьяВ Хакасии завершился первый этап конкурса детских и юношеских фольклорных коллективов «Заплетися, мой плетень»
Следующая статьяВ Хакасии люди с нарушениями зрения готовят подарки ко Дню влюбленных

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, оставьте комментарий
Введите ваше имя


доступен плагин ATs Privacy Policy ©