Центр культуры и народного творчества им. С.П.Кадышева продолжает знакомить читателей с традициями празднования национального хакасского праздника «Тун пайрам» (Праздник первого молока). Сегодня расскажем, как возродился старинный этнический праздник в Хакасии.
В 1980 году, накануне 50-летнего юбилея Хакасской автономной области снимали документальный фильм, где впервые упомянули и показали по центральному телевидению хакасский праздник «Тун пайрам». Съемки фильма и желание областного руководства отметить юбилей на высоком уровне и стали толчком для инициативы подготовки первого хакасского праздника. Организация национального праздника такого масштаба вдохновила многих прогрессивных деятелей, руководителей, ученых, журналистов, художников, архитекторов, которые с энтузиазмом включились в подготовку.
«Тун пайрам» вобрал в себя комплекс ритуалов и обрядов, связанных с праздниками летнего цикла. Само название «Тун» (в переводе с хакасского языка – первый) определило центральное положение праздника в хакасском календаре. Праздник замечательно сочетал древние скотоводческие обычаи, ритуальный первый айран и земледельческие праздники «отсевок», посвященные завершению посевных работ. В первые годы празднования Тун пайрам, начинался торжественным парадом в честьт окончания посевной страды, чествованием победителей соцсоревнования, которые широко практиковались в СССР, и вручением наград и подарков.
По определению главного режиссера первого праздника «Тун пайрам» Юрия Забелина, это было крупное историческое событие в жизни хакасского народа. Духовным отцом возрожденного праздника и главным консультантом стал журналист газеты «Ленин чолы» Семен Добров. В роли Алғысчы – благословителя праздника — выступил советский государственный и политический деятель, председатель Хакасского областного исполнительного комитета Сергей Инкижеков.
В вопросах включения и определения значения и места хакасских ритуалов на празднике большую роль оказали консультации К.М. Патачакова, этнографа ХакНИИЯЛИ, журналистов Л.Т. Инкижекова, Г.Н. Литвиненко, Г.Г. Казачиновой. Художником А.И. Котожековым и архитектором В.И. Кильчичаковым были совместно разработаны проект художественного оформления места проведения праздника на Базинской поляне, эскизы костюмов исполнителей главных ролей, эскизы используемого реквизита, в том числе попон для лошадей, ритуальных принадлежностей и прочего.
С самого начала празднования «Тун пайрам» получил собственную символику. Автором оригинальной эмблемы стал архитектор Всеволод Кильчичаков. Во время торжественной церемонии открытия праздника поднимали и особый флаг праздника с эмблемой в центре полотнища. Честь поднятия флагов России, Хакасии и Тун пайрама предоставлялась лучшим представителям хакасского народа. Жезл для Алғысчы – благословителя, повторивший в объемном исполнении эмблему праздника, изготовил автор эскиза В.И. Кильчичаков. Позднее большой жезл с подставкой был изготовлен народным мастером Н.Б. Ачитаевым.
Первый сценарий «Тун пайрама» написали В.Я. Бутанаев и Ю.Н. Забелин. В сценарий включили эпизод, посвященный дружбе хакасского и русского народов. На звуки пырғы одновременно навстречу друг другу выезжали с западной стороны на тройке лошадей девушка в русском национальном костюме, а с восточной стороны поляны – всадник в хакасском национальном костюме. В центре поляны их встречал и благословлял Алғысчы. Такой эпизод включили в сценарий по рекомендации В.П. Кривоногова — заведующего сектором социологии Областного научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительной работы (ОНМЦ НТ и КПР), который в последующем внес большой вклад в пропаганду и внедрение этого праздника.
Первые организаторы и идейные вдохновители «Тун пайрама» создали необходимые условия для возрождения праздника хакасского народа, что способствовало к возрождению многих древних традиций.
Из воспоминаний Юрия Николаевича Забелина:
«Один из тех, кто стоял у истоков возрождения праздника был Семен Константинович Добров, известный в Хакасии журналист и общественный деятель. С нами был известный хакасский художник Владимир Бутанаев, фотохудожник Петр Сиднев и местные художники. Приближался пятидесятилетний юбилей образования Хакасской автономной области. Приходит ко мне Леонид Инкижеков и говорит, что редактор телевидения Юрий Пустовойт, готовит сценарий фильма для Красноярской студии документальных фильмов по заказу Центрального телевидения. В сценарии не хватало национального колорита, национального фактора, и начальство комитета предложило мне подключиться для написания этого раздела. Я прочитал сценарий. Он был практически готов, профессионально написанный, идеологически выдержанный применительно к условиям того времени. Я понял, что нужен фрагмент, который был бы глубоко национальный, показывающий древнюю культуру и быт хакасского народа. Я стал своего рода соавтором Юрия Мефодьевича. И пошел процесс, довольно длительный, поиск этого эпизода. И вот однажды, как сейчас помню, в раздумьях переходя дорогу по улице Советской от аптеки к «Хакзолоту» (ныне это магазин «Власта» и здание Министерства внутренних дел), меня озарило, или осенило, не знаю, как лучше сказать – в фильме должен быть снят праздник, глубоко национальный праздник хакасского народа. И я помчал к С.К. Доброву. Тот говорит: «Да, конечно, были национальные праздники. И много. Иди в ХакНИИЯЛИ (Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории), к Кузьме Михайловичу Патачакову». Тот сразу назвал мне множество праздников. И среди них – Тун айран, праздник первого молока. Слово «Тун» он мне расшифровал – это не просто первый, а первородный. А кочевая жизнь хакасов в древности, естественно, была связана со скотоводством. Наступала весна, за ней лето. Бывали очень суровые зимы, но народ выжил, скот выжил, появлялось первое молоко от вырастающей зеленой травы… Это был период, когда еще не наступала пора сенокоса и хакасы ездили друг другу в гости. И уже появлялось достаточно молока, чтобы сделать айран и даже араку. Это и праздновалось на «Тун айране», празднике первого молока. Поскольку Кузьма Михайлович Патачаков в связи с солидным возрастом был несколько ограничен в мобильности, то потребовался в качестве консультанта молодой подвижный ученый-хакасовед. И мы обрели его в лице тогдашнего сотрудника ХакНИИЯЛИ Виктора Бутанаева, ныне известного хакасского ученого, профессора, доктора исторических наук. Виктор Бутанаев очень быстро подключился к делу. Надо сказать, что у инициативной группы, в конечном счете, оказалось много помощников. Очень много мне помог Александр Котожеков, член Союза писателей России, Союза театральных деятелей России, Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия. Он сразу настроился активно-сердечно помогать и был к этому хорошо подготовлен. Однажды, вернувшись из Аскиза я, как обычно, пошел к Александру, чтобы обсудить с ним накопившиеся вопросы. А у него радость! Не помню сейчас, где он нашел, но показывает мне открытки с изображением праздника кочевников, сделанные в конце девятнадцатого века. Они нам очень помогли… Хорошо, что мне много помогали мои коллеги – Леонид Инкижеков, Галина Кужакова, Галина Литвиненко. Большую роль сыграл молодой руководитель Аскизской комсомолии Андрей Симаткин. Очень много помог этнограф Виктор Павлович Кривоногов. Еще одна очень важная фигура – Сергей Ефимович Инкижеков. В сороковых годах он был председателем Хакоблисполкома. А на «Тун пайраме» стал первым аганом, распорядителем во время праздника. По подсчетам Аскизской милиции, на праздник пришло от 10 до 15 тысяч участников. Мощной фигурой в организационно-хозяйственной подготовке праздника выступал Николай Степанович Абдин, тогда директор Хакасской национальной школы. Сильно помогли военные из Абаканского гарнизона. Они привезли передвижную электростанцию, организовали местную телефонную связь. На высоте был Хакоблпотребсоюз, обеспечивший всех желающих напитками и едой…»
На данный момент «Тун пайрам» имеет неповторимый национальный колорит, пользуется большой популярностью у населения и является одним из значимых республиканских праздников Хакасии.
Напоминаем, республиканский праздник Тун пайрам жители Хакасии много лет отмечали, собираясь в степи, с концертом, национальными угощениями, спортивными состязаниями и чествованием заслуженных жителей Хакасии. Весной 2020-го года, чтобы не допустить распространения опасного заболевания, отменили все массовые мероприятия. Поэтому организаторы решили провести всем полюбившийся праздник не на Сагайской поляне, как планировалось ранее, а в Интернет-пространстве.
Учредителем Республиканского онлайн-конкурса национального костюма выступает Министерство культуры Республики Хакасия. Организатор — ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева».
Материал подготовлен на основе книг:
— А.С. Тутатчикова «Тун пайрам и летний цикл хакасских праздников». Методические рекомендации для специалистов учреждений культуры Республики Хакасия. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. – 76 с.;
— А.Н. Анненко, Ю.Н. Забелин «Тун пайраму – 25! И века…». — Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. – 16 с.
Фото из открытых источников.